Все материалы

08.12.2021

Социалка Терра

Новости — ЖКХ, Дороги, Благоустройство, Общество

Уроженка Сызрани раскрывает тайный смысл русских сказок

Поделиться записью

Филолог Ульяна Нижинская родилась и выросла у нас в Сызрани. Затем она окончила УлГПУ им. И. Н. Ульянова и теперь живет в Москве

По словам девушки, она с детства обожает русские народные сказки. Однако, повзрослев и получив образование, она начала их воспринимать несколько иначе. Теперь Нижинская находит в старинных и любимых всеми историях тайные смыслы и делится своими открытиями в Ютубе и Инстаграме.

К примеру, как мы помним, главная злодейка русских сказок – Баба Яга – постоянно пыталась кого-то зажарить. Однако, по словам Нижинской, дело тут не в каннибализме. На самом деле, это – отголосок старинного обряда «перепекания ребенка», который, несмотря на свою древность, был очень живуч и в иных местах сохранялся вплоть до XX века. Считалось, что если ребенок появился на свет раньше времени, если он слаб или болен, то это значит, что «не дозрел» в материнском чреве. А раз так, то нужно довести его до «нужной кондиции» с тем, чтобы он не только выжил, но и обрел необходимые жизненные силы. Младенца предварительно обмазывали ржаным (и только ржаным) тестом, оставляя свободными от него только рот и ноздри.

Сказку о неулыбчивой царевне знают все. Но развеселить ее трудно вовсе не из-за того, что дама чересчур капризна и избалована или не знает, чего хочет. Причины печали Несмеяны кроются в старых обычаях. Смех всегда имел сакральное значение и огромную ритуальную силу. Считалось, что смех дарит жизнь и тот, кто смеется, жив, а кто не смеется, принадлежит к царству мертвых. Например, в Древней Греции люди смеялись перед своей смертью, чтобы переродиться вновь. Оттуда, кстати, и берет начало выражение «сардонический смех», значение которого сейчас поменялось. Когда-то в древности крестьяне смеялись во время посевных работ, чтобы земля была плодородной. Если же год все равно был неурожайным, для людей это значило, что среди них кто-то не смеялся. Этот кто-то — бог или богиня, которого люди не смогли рассмешить, как ни старались. Получается, что царевна Несмеяна не просто капризная знатная особа, а богиня плодородия, которую люди стараются задобрить и развеселить.

Что касается русалок, то они символизировали души людей, которые умерли не своей смертью. Образ царевны Несмеяны сложился исторически. Оказывается, с помощью смеха на Руси старались задобрить богов во время посевных работ. Более того – считалось, что причиной неурожая является то, что кто-то не смеялся во время подобных ритуалов. Отсюда и появился образ царевны Несмеяны, которую люди всячески стараются задобрить и развеселить. Избушка на курьих ножках пришла из обрядов финно-угорских племен. Согласно одному из них, соседи русичей мертвых людей оставляли в построенных и помещенных на подпорки домах. Наши предки подсмотрели странный обычай и отразили его в фольклоре.

Избушка на курьих ножках служит домом Бабе-яге отнюдь не просто так. На картине Рериха справа изображена как раз такая избушка — считалось, что финно-угорские племена хоронили своих усопших в таких домовинах над землей. Славяне жили бок о бок с финно-угорскими племенами, и их традиции нашли отражение в сказаниях и легендах. Почему избушка стоит именно на курьих ножках? Строения устанавливались на пни, которые корнями уходили в землю, и внешне напоминали куриные лапы. Но есть и еще одна теория, почему «ноги» избушки так назывались. Вероятно, это пошло от традиции окуривать дымом эти самые пеньки, чтобы в них не заводились жучки. Когда герой былин подходит к обиталищу Бабы-яги, то просит повернуться избушку к лесу задом, а к нему — передом. Для чего? Да просто вход у таких домиков был направлен в сторону леса из-за того, что люди считали, будто усопшие способны оживать по ночам.

Образ Кащея Бессмертоного появился благодаря шаманским обрядам, во время которых душу человека заточали в какой-то предмет. Таким образом знатные люди древности пытались обессмертить себя.

А у невинной на первый взгляд игры-присказки «Ладушки» смысл  совсем не «детский». В древности первобытные люди общались с умершими предками и получали их помощь с того света через прикосновение ладонь в ладонь. Об этом свидетельствую отпечатки ладоней в древних пещерах, а также многие обычаи, которые сохранились вплоть до ХХ века.

Интересно, что не все подписчики девушки в Ютубе и Инстаграм в восторге от такого препарирования любимых сказок. Некоторые признались, что лучше бы она этого не делала.

Кстати…

Надо сказать, что в этой теме Ульяна не первопроходец. Отличные лекции о мифах и сказках были прочитаны профессором кафедры русской и зарубежной литературы Самарского университета Софьей Агранович.

Софья Залмановна Агранович (1944-2005) — российский филолог, литературовед, фольклорист, профессор кафедры русской и зарубежной литературы Самарского университета. Кандидат филологических наук. Автор и соавтор многих книг, в том числе «Историзм Пушкина и поэтика фольклора» (1989), «Миф, фольклор, история в трагедии «Борис Годунов» и в прозе Пушкина» (1992), «Двойничество» (2001), «Миф в слове: продолжение жизни: Очерки по мифолингвистике» (2003), «Homo amphibolos: археология сознания» (2005) и др.

 

 

 


Поделиться записью