Все материалы

25.07.2021

Социалка Терра

Новости – ЖКХ, Дороги, Благоустройство, Общество

Андрей Асташкин: “Мэрии следует активно вмешаться в ситуацию на рынке ЖКХ”

Поделиться записью

Вот такая цифра: За 9 месяцев этого года в более 4000 МКД жители сменили управляющую компанию. Жилинспекция, мэрия, депутаты буквально завалены жалобами от собственников жилья о том, что разобщенные группы жильцов обвиняют друг друга и управляющие компании в подделке документов, в неправильных протоколах и т.д. Идет откровенная война за жилой фонд и передел рынка.  Сейчас накануне отопительного сезона эта ситуация приобретает особую остроту. 

Я уже второй раз сужусь с “Жилуниверсалом”. И, надо сказать, что суд без вопросов принимает на веру любую цифру задолженности, которую предъявляет УК. Я как потребитель должен знать, какие услуги мне оказаны на эти суммы, должен видеть акты приемки работ (пусть за подписью старшего по дому, которого мы не выбирали). Но нет, ничего суд не проверяет… Я остаюсь один на один с ЖКХ-беспределом. Между тем есть же власть, которая ходит с нами по одним и тем же улицам, живет не где-то там в Садовом кольце, а здесь, в Самаре. Есть Лапушкина – вроде как мэр. Но коснись проблем с коммунальщиками – вроде как и нет их.

На мой взгляд органы местного самоуправления не используют в полной мере те полномочия, которые у них имеются на  законодательном уровне. Муниципалитетам при формировании бюджетов следует закладывать средства на обучение председателей советов МКД.  Комунальные конфликты вспыхивают в Самаре с незавидным постоянством. Считаю, что местным органам власти следует более активно принимать участие с позиции государства в этих спорах. Нельзя, чтобы крайними оказались жители.

Да, надо сказать, что полномочий муниципалитетам не хватает. Муниципалитет по закону долгое время не мог проводить проверки в рамках лицензионного контроля. Согласно ч. 7 ст. 20 ЖК РФ, в отношении УО не проводится государственный жилищный надзор, исключительно лицензионный контроль. Сделать это вправе только органы Госжилнадзора. Но сейчас такая возможность, на первый взгляд, есть и у городской власти.

Федеральным законом от 4 июня 2011 г. «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в Жилищный кодекс РФ была добавлена норма, согласно которой муниципалитет наделяется  полномочием по проведению проверки управляющей организации на предмет выполнения условий договора по управлению домом. Контрольные мероприятия в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (управляющих компаний) проводятся как планово, так и внепланово.

И если плановые проверки проводятся ежегодно по плану, который согласован с органами прокуратуры, то внеплановые проверки — по основаниям, установленным в статье 20 ЖК РФ и статье 10 ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля и муниципального контроля”. А именно, внеплановая проверка проводится, если в письменном заявлении от собственников многоквартирных домов имеется “Неисполнение или ненадлежащее исполнение управляющей организацией договора управления многоквартирным домом”.

Так, согласно статье 165 Жилищного кодекса РФ органы МСУ проводят проверку деятельности органов управляющей организации на основании обращения собственников жилищных помещений многоквартирного дома, независимо, есть ли в данном доме муниципальные жилые помещения или нет. Таким образом, проверке подвергается исполнение обязательств, предусмотренных договором между собственниками жилья и управляющей организацией, проводится анализ работы управляющей компании за определенный промежуток времени. Установленный срок проверки — 5 дней. При обнаружении фактов нарушений должностные лица органов местного самоуправления собирают собственников жилых помещений для рассмотрения вопроса о расторжении договора с данной организацией, либо инициируют выбор иного способа управления (ТСЖ, непосредственно жильцами дома).

Я поспрашивал у юристов и выяснил, что на самом деле на сегодняшний день реализация нормы ст. 165 Жилищного кодекса РФ, предусматривающая проведение органами местного самоуправления проверки деятельности управляющих организаций затруднена, НЕ РАБОТАЕТ. Это означает, что пока собственники помещений остаются не достаточно защищенными в условиях одностороннего нарушения договора управляющей компанией.

Мне бы очень хотелось, чтобы главы крупных городов и главы районов этих крупных городов, таких как Самара, Тольятти, Сызрань, Новокуйбышевск, поняли одну простую вещь – они должны держать на контроле управляющие компании, которые работают на их территории; должны точно знать, как они выполняют свои обязанности; должны знать старших по домам. Только в таком взаимоотношении, только таким путем мы там можем навести порядок. А сейчас, к сожалению, сложившаяся законодательная база не работает в должном формате, потому что у всех участников цепочки «собственники жилья – управляющая компания – муниципалитет» разно-полярные цели. У управляющей компании цель получить максимальное количество прибыли. У собственников жилья цель получить от управляющей компании  качественные услуги. У чиновников муниципалитетов цель, чтоб все было гладко и к ним не было никаких вопросов. В этой связи мне бы хотелось, чтобы наше министерство энергетики и ЖКХ эту координацию, эту систему взаимодействия наладило.

Муниципальный жилищный контроль нужно вернуть из районных администраций на уровень департамента городского хозяйства, как это было ранее. Мало того – районные и городские чиновники вполне могли бы оказывать помощь в проведении общедомовых собраний для решения насущных проблем, а где-то и для избрания советов МКД.

Советы многоквартирных домов в моем городе — пока, скорее редкость.  Да, и вообще, в крупных городах губернии этот показатель крайне невысокий. Например, в областной столице лишь в 28% МКД созданы советы. Крупным мегаполисам надо взять на вооружение опыт таких городов, как Кинель и Отрадный, где в 100% многоквартирных жилых домах созданы и эффективно работают советы МКД.

Но сваливать всю ответственность на простых горожан – неверный путь. К тому же, нам нужна “железная, окончательная бумажка, БРОНЬ”, как кричал в трубку профессор Преображенский. Давно назрело принятие законодательных норм, защищающих горожан от злоупотребления нерадивых коммунальщиков. Необходимо  совершенствование как отдельных законодательных актов, так и принятие новых подзаконных актов как на уровне Федерации, так и на уровне субъектов РФ.

Что-то, конечно, делается. Например, собственникам МКД при смене УК стоит обратить внимание на модельный договор, разработанный Самарской Губернской Думой, ГЖИ и Общественной палатой. В нем учитываются и защищены основные интересы жильцов. Но рекомендаций сегодня мало. 

УК-ашки издеваются над народом, суды пошли по пути порочной “сложившейся практики” принятия и одобрения любых долгов перед зарвавшимися коммунальщиками… ГосЖилИнспекция – мала и слаба, а зачастую еще и воровата… Все это на фоне разваливающейся под ударами пандемии медицины и разрастающегося коллапса в экономике может вызвать социальный взрыв. По моему, уже пора использовать любую власть, даже такую малую, которая есть в городе и районах, на пользу людям. 

 


Поделиться записью